На первую страницу Что случилось и т.д. Как помочь финансово Помогите! Рассказы, фото Мемориальная книга

Юлий Клебан и Лев Горенштейн:

ЮК: Впервые с Ирой мы познакомились на "Бурдинской Весне" - турнире, на который в Чикаго приехали знатоки из многих американских городов, приглашённые мной поиграть, пообщаться - под руководством гостившего в Америке всем известного эрудита, журналиста, КВН-щика и барда Бориса Бурды.

ЛГ: Вот-вот... Там же и я с ней познакомился "вживую", виртуально мы все-таки пересекались до того в клубе знатоков. Тогда в Чикаго мы с Ирой играли вместе в команде "Апаллачи". После игры мы с Сашей Балаевым рассказывали ей про Гусарский Клуб, про наш походный клуб, про планы похода в Wyoming в это лето (и пошли туда, в конечном итоге)...
      Помнишь, Юлик, гуляли вместе с Бурдой, Борей Вейцманом (в его команде "С миру по нитке" Ира играла в Интернет-Клубе знатоков), его женой Машей Шмилевич, Димой Жарковым - всего человек 10. Походили у Бахай Тэмпла, потом вышли на берег Мичигана. Мы с Ирой пошли босиком по воде (это был апрель ;-), смеялись, кому слабО искупаться. И искупались бы (дури-то молодой много ;-), несмотря на отсутствие купальников, если бы не ошалевшие от босоногой картины американцы, которых было слишком много неподалеку. Вскоре после этого Ирка и вступила в Гусарский Клуб, и пришла в клуб походный. С моей подачи, елки-палки...

ЮК: Чем запомнилась Ира в апреле 97-го? Ну, во-первых, своим приездом. Посланные мной на ее встречу на центральной автобусной станции Чикаго самые находчивые знатоки Саша Рапопорт и Дима Маховик привезли в Гиллель Университета Иллинойса в Чикаго Иру только через час после назначенного времени. Автобусные станции собирают не самый приятный контингент в Америке, и Чикагский "Грейхаунд Стэйшн" - не исключение. Но, приехав в Гиллель, Ира, встреченная мной, ни словом не обмолвилась, насколько непунктульны чикагские мужчины. Мы поднялись на второй этаж Гиллеля, где Бурда пел песни и отвечал на вопросы, а Толик Гланц читал свои стихи. Ира немного рассказала мне, как интересно проходили тренировки московских знатоков у Максима Поташова, и как бывает скучно в Америке без "Что Где Когда"...
      Во-вторых, запомнилась Ира своим рюкзаком. Он (рюкзак) был просто атрибутом одежды. "Туристка" - такое прозвище я дал ей про себя. А в-третьих (самым сильным образом) - репликой Бори Вейцмана: "Ну вот, не успела симпатичная девушка поиграть за "Нитку", как "гусар" ее увёл." Лев и Ира провели в беседах в те два апрельских дня гораздо больше времени, чем со своими товарищами по команде. Они оставались друзьями все три с половиной года.
      Спустя месяц в Чикаго назревал новый знатоковский сл╦т и я послал Ире приглашение приехать в наш ветренный город. Это письмо Ира послала мне 16 мая 97 года.

Юлик, привет! Спасибо большое за приглашение--поехать
  очень хотелось бы, но, т.к. я уже ухожу на Memorial Day
  во что-то вроде похода, то, я боюсь мой шеф не
  переживет моего отсутствия ещо и на следующий
  weekend:)) А жаль ужасно - в прошлый раз было
  замечательно здорово!!! Расскажи потом, как прошла
  "маевка":))
    Ира.
ЛГ: Да, это была вылазка на Memorial Day-97 в Ozark State Park в Миссури. Там было довольно много народу. Мы тренировали новичков к походу, вешали какие-то веревки, показывали технику. Насколько я понимаю, именно там впервые встретились Ира и Володя. А я с Вовой впервые "вживую" встретился летом 96-го, когда мы собирались в первый поход турклуба в Монтану. Я был уже со сложенным рюкзаком, но меньше, чем за сутки до выезда, был вынужден отказаться от похода (у меня тяжело болел дедушка, и ему стало резко хуже - и через неделю он умер). Так что в самый первый поход с клубом я не ходил, но мы пообщались, когда я ребятам передавал снаряжение. И в процессе подготовки и этого, и следующего похода мы с Вовкой сблизились. Вели какие-то беседы "за жизнь", цитировали одни и те же песни - словом, сошлись.
      А в конце июня 1997 мы пошли в поход в Wyoming, к которому тренировались в Озарке. В том походе я заработал трещину в ребре, страхуя Ирку. Мы спускались в связке-тройке с перевала, впереди Саша Балаев, в середине Ирка, и замыкающим я, как самый опытный из троих. Снежный склон, средней крутизны, так что провешивать веревку не было необходимости, можно было идти одновременно. Если споткнешься, задержаться ледорубом несложно (если есть навык). На всякий случай мы шли в связке. А положено, если кто-то в связке падает и начинает скользить, чтобы остальные двое падали на снег и зарубались ледорубом - лицом вниз, ноги в коленях согнуть, клюв и штычок ледоруба в склон, и грудью всем весом нажимать на древко, чтобы вглубь вгрызался прочнее. Базисная техника, мы ее специально для новичков отрабатывали перед тем. И вот я вижу, чо Ирка споткнулась, и, похоже, сейчас заскользит. Я, как доктор прописал (кстати, я и был доктором в этом походе ;-), падаю на брюхо, зарубаюсь и готовлюсь. А на брюхе у меня висел большой фотоаппарат... А Ирка тогда никуда не заскользила, удачно села на снег. Мы с ней потом смеялись, что вот ведь, мол, какие же все-таки женщины коварные: я рубился, ломался, а она даже не покатилась - обидно ;-).
      Именно в том походе началась Ирина и Володина любовь. Она вспыхнула внезапно и очень ярко, я был свидетелем. Конечно, бывали у них и трудные времена, но как они были счастливы, когда эти времена прошли!! И Вовка не жалел, что, ради того, чтобы быть с ней, он плюнул на аспирантуру, и на многое в Канаде.

ЮК: Последний раз я их видел на Фестивале Знатоков "Бостонское Чаепитие" в феврале 99-го. С Ирой мы перекинулись буквально несколькими фразами - со слишком многими хотелось тогда успеть пообщаться. В самом конце Фестиваля дюжина оставшихся в здании МИТ знатоков играла в "Зелёный крокодил" - пантомима с отгадыванием - Ира и Вова были там. Мне пришлось показывать только одну шараду - от Володи - у меня сохранилась бумажка с его заданием - цитата из Гребенщикова - "Ты лежишь в своей ванной как среднее между Маратом и Архимедом". Ира думала, что никто не угадает, но мой талант мима + логика и эрудиция отгадывающих дали результат уже через 3 минуты - фраза была воспроизведена вслух полностью, хотя отгадывающий не был близко знаком с творчеством "Аквариума".

ЛГ: Ходил я тут недавно в горы в районе Wind River Range в Вайоминге. Мы прошли неназванный и необозначенный на карте перевал в боковом отроге под вершинами Desolation Peak и Mt. Solitude северо-западнее высшей точки Вайоминга - пика Ганнетт. Мы решили назвать этот перевал "Перевалом памяти Володи Смирнова".